ИВАНОВ-РАЗУМНИК

ИВАНОВ-РАЗУМНИК
(наст, имя и фам. Разумник Васильевич Иванов)
(13(25). 12.1878, Тифлис - 9.06.1946, Мюнхен)
   историк общественной мысли, социолог, литературный критик. Учился (с 1897 г.) на математическом отд. физико-математического ф-та Петербургского ун-та, посещал занятия на историко-филологическом ф-те. Не принадлежа к к.-л. партии, активно участвовал в революционном студенческом движении, неоднократно арестовывался. С 1904 г. - времени появления ст. о Михайловском в журн. "Русская мысль", № 3 - активно печатается в различных общественно-политических изданиях, готовит кн. "История русской общественной мысли" (т. 1–2),I 1-е изд. - Спб., 1907; 6-е - Берлин, 1923. В предреволюционные годы И.-Р. занимал позицию т. наз. "ски4)ства", заключающуюся в требовании революционного преобразования культуры и духовных основ жизни. Она нашла выражение в выпущенных в 1917–1918 гг. совместное А. Белым двух сб. "Скифы". В 1919 г. он участвует в организации Вольфилы - Вольной философской ассоциация, возглавляя там культурно-философский отдел вплоть до ее закрытия в 1924 г. Осн. философские работы 20-х п. I ("Что такое интеллигенция", 1920; "Свое лицо", 1921 и др.) публикует в берлинском изд-ве "Скифы", учрежденном при участии эсеров, затем выпускает лишь литературоведческие работы. В 1919, 1933–1939 гг. подвергала арестам и находился в ссылке. В 1942 г. был отправлен в Германию из оккупированного нем. войсками г. Пушкина, содержался до 1943 г. с женой в лагере для перемещенных лиц. В берлинской газ. "Новое слово" И.-Р. опубликовал отрывки из воспоминаний, вошедшие потом в его и "Тюрьмы и ссылки" (Нью-Йорк, 1953). Свои философски взгляды И.-Р. назвал имманентным субъективизмом. Исходя из них, он и освещал историю рус. общественно! мысли, во многом переосмысляя в новой социально-исторической обстановке идеи Герцена, Лаврова if Михайловского. Она предстает у И.-Р. как история столкновения "внесословной" интеллигенции и "всесословного мещанства". Согласно И.-Р, "интеллигенция этически-антимещанская, социологически-внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности" (История русской общественной мысли. Спб., 1914. Т. 1.С. 12). Он утверждал, что история рус. общественной мысли есть история интеллигенции, а философия истории интеллигенции представлена, по существу, в литературе. Все это определяется пафосом борьбы с мещанством - "сплоченной посредственностью" в виде безличного начала. В процессе этой борьбы интеллигенция выдвигает следующие теории: в 20-30-х гг. XIX в. - мистическую теорию прогресса, в 40-х - позитивную теорию прогресса, в 50-х - теорию "имманентного субъективизма" (связанную с именем Герцена, к-рого И.-Р. считает ключевой фигурой рус. общественной мысли), в 60-х происходит ее вульгаризация, выражающаяся в утилитаризме и нигилизме, в 70-х - возврат к "имманентному субъективизму" (теории Лаврова и Михайловского), в 80-90-х снова появляется позитивная теория прогресса ("легальные марксисты"), в нач. 1900-х гг. - мистическая теория прогресса, к-рую, по его мнению, должны сменить новые формы "имманентного субъективизма". В 5-м - послереволюционном издании кн. И.-Р. скорректировал эту схему: введя главу о двух революциях и оставляя открытым вопрос о судьбе интеллигенции, углубив трактовку "имманентного субъективизма", к-рый сводится, по его мнению, к отрицанию только объективной целесообразности и объективного смысла жизни и утверждению в качестве субъективной цели и, следовательно, самоцели - человека, осуществляющего полноту бытия с опорой на правду-ощущение, правду-красоту, правду-справедливость, правду-истину. Хотя мы должны понять и принять, писал И.-Р, что объективной цели нет, что субъективной самоцелью является индивид, "чувство социальности в духовном мире человека аналогично зрению в области его физических чувств: эти чувства вводят нас в общение не только с непосредственно окружающими, но и с отдаленными от нас громадными расстояниями" (О смысле жизни. Берлин, 1920. С. 21, 27). Отсюда призвание интеллигенции, не считаясь с личными неудобствами и преследованиями, - возвышать жизнь, прояснять ее. Тем самым "имманентный субъективизм" мыслился как служение об-ву в его идеальных, т. е. просветленных правдой, установлениях. В философском обосновании своих позиций И.-Р. прибегал к трансцендентальному идеализму И. Канта, эмпириокритицизму Р.Авенариуса и имманентной философии В. Шуппе и Р. Шуберт-Зольдерна. Мн. общефилософские положения И.-Р. становятся понятными при обращении к его историко-литературным работам, иллюстрирующим стадии борьбы интеллигенции с мещанством. И.-Р. критиковали марксисты: Плеханов, Луначарский и Троцкий, обвинявшие его в идеализме и внеклассовой трактовке позиции рус. интеллигенции. Франк, отмечая искусственность нек-рых построений И.-Р, считал заслуживающим внимания тот факт, что борющиеся направления берутся им преимущественно не в социально-политическом, а "в этическом или культурно-философском смысле" (Критическое обозрение. 1907.Вып. ГС.41).
   С о ч.: А. И. Герцен и Н. К. Михайловский // Вопросы жизни. 1905. № 8; История русской общественной мысли. 5-е изд. М., 1918; М., 1997; О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. Спб., 1908; 2-е доп. изд. Спб., 1910; Литература и общественность. Спб., 1910; Человек и культура (Дорожные мысли и впечатления) // Заветы. 1912. № 6; Заветное. О культурной традиции. Пг., 1922. Ч. 1; Белый А., Иванов-Разумник Р. В. Переписка. Спб., 1998.
   Л и т.: Плеханов Г. В. Идеология мещанина нашего времени // Плеханов Г. В. От обороны к нападению. Спб., 1910; Петрова М. Г. Эстетика позднего народничества // Литературно-эстетическая концепция в России кон. XIX- нач. XX в. М., 1975; Hoffman S. Scythian theory and literature // Art, Society and Revolution: Russia, 1917–1921. Stockholm, 1979. P. 138–164.
   И. E. Задорожнюк

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ИВАНОВ-РАЗУМНИК" в других словарях:

  • Иванов-Разумник — Иванов Разумник, Разумник Васильевич Иванов Разумник Дата рождения: 12 декабря 1878(1878 12 12) Дата смерти: 9 июля 1946(1946 07 09) (67 лет) Род деятельности: литературовед, историк литерат …   Википедия

  • ИВАНОВ-РАЗУМНИК — (псевд.; наст. фамилия Иванов) Разумник Васильевич (1878 1946) критик, литературовед, культуролог и социолог. Окончил математический факультет С. Петербург, унниверситета. Печатался с 1904. Основной предмет научных исследований история русской… …   Энциклопедия социологии

  • Иванов-Разумник — (собственно Разумник Васильевич Иванов) критик, историк литературы и социолог. Родился в 1878 г. в Тифлисе, в дворянской семье. Учился на математическом факультете Петербургского университета, но слушал и лекции историко филологического… …   Биографический словарь

  • ИВАНОВ-РАЗУМНИК —         (псевд.; наст. фамилия Иванов) Разумник Васильевич (1878 1946) критик, лит вед, культуролог и социолог. Окончил мат. фак т С. Петербург, ун та. Печатался с 1904. Осн. предмет научных исследований история рус. обществ. мысли, лит ры и… …   Энциклопедия культурологии

  • ИВАНОВ-РАЗУМНИК — (наст. имя Разумник Васильевич Иванов) (1878 1946) русский писатель, критик, публицист, историк литературы. Идеи неонародничества в публицистических и литературно критических работах. Книги: История русской общественной мысли. Индивидуализм и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИВАНОВ-РАЗУМНИК — (Разумник Васильевич Иванов) (1878 1946), историк общественной мысли. Работы о В. Г. Белинском, А. И. Герцене, Н. К. Михайловском, главный труд История русской общественной мысли (т. 1 2, 1906). В 1917 18 член ЦК партии левых эсеров. Подвергался… …   Русская история

  • Иванов-Разумник — (псевдоним Разумника Васильевича Иванова) (1878 ) литературовед и социолог. Р. в Тифлисе, в дворянской семье. Учился в I петербургской гимназии, а затем на математическом факультете СПБ. университета. За участие в студенческой демонстрации в 1901 …   Литературная энциклопедия

  • ИВАНОВ-РАЗУМНИК — (наст. имя Разумник Васильевич Иванов) (1878 1946), русский писатель, критик, публицист, историк литературы. Идеи «неонародничества» в публицистических и литературно критических работах. Книги: «История русской общественной мысли. Индивидуализм и …   Энциклопедический словарь

  • Иванов-Разумник — (1878 ?) критик и публицист народник. Его главный труд История русской общественной мысли рассматривает историю русской литературы как борьбу двух внеклассовых и внесословных групп интеллигенции и мещанства. Эта борьба ведется интеллигенцией во… …   1000 биографий

  • ИВАНОВ-РАЗУМНИК — (наст. имя и фам. Разумник Васильевич Иванов) (1878 1946), русский историк общественной мысли, литературный критик, социолог. Родился в Тифлисе 13 декабря 1878. Окончил физико математический факультет Петербургского университета (1902). Уже в… …   Энциклопедия Кольера

  • ИВАНОВ-РАЗУМНИК — (псевд. Разумника Васильевича И в а н о в а; 1878–1945) – рус. литературовед и историк рус. обществ. мысли либерально народнич. направления. Род. в Тифлисе в дворянской семье. Учился в Петерб. ун те. Сотрудник журн. Русская мысль , Русское… …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ИВАНОВ-РАЗУМНИК» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»